На чём взрастает культура?

Практически все знакомые, отдыхающие в Европе, возращаются оттуда с рассказами о том, как там всё культурно и благообразно (в общих словах, о частностях умолчим).

А потом попадается такая вот статья:

Ещё в 1819 году в Англии оставалось 225 преступлений и проступков, каравшихся виселицей. Когда врач английского посольства в Петербурге писал в своём дневнике в 1826 г., насколько он поражён тем, что по следам восстания декабристов в России казнено всего пятеро преступников, он наглядно отразил понятия своих соотечественников о соразмерности преступления и кары. У нас, добавил он, по делу о военном мятеже такого размаха было бы казнено, вероятно, тысячи три человек.

А теперь возьмём «Русскую правду», она вообще не предусматривает смертную казнь! Из «Повести временных лет» мы знаем, что Влади­мир Святославич пытался в 996 г. ввести смертную казнь для разбойников. Сделал он это по совету византийских епископов, но вскоре был вынужден отказаться от несвойственных Руси жестоких наказаний.

Впервые понятие смертной казни появляется в России на пороге XV века в Уставной Двинской грамоте (за третью кражу) и в Псковской судной грамоте (за измену, кражу из церкви, поджог, конокрадство и троекратную кражу в посаде).

Уложение 1649 года предусматривает смертную казнь уже в 63 случаях – много, но всё ещё бесконечно меньше, чем в Европе. Долгая поездка по Западной Европе в 1697-98 гг. произвела на внимательного и пытливого Петра Первого большое впечатление. Среди прочего он решил, что материальный прогресс посещённых им стран как-то связан с жестокостью тамошних законов и нравов, и сделал соответствующие выводы. Совсем не случайность, что самая жестокая и массовая акция его царствования, казнь 201 мятежного стрельца 30 сентября 1698 года в Москве, произошла сразу после возвращения молодого царя из его 17-месячной европейской поездки.

И задумываешься, что же действительно стоит за культурой, воспитанием и мировоззрением людей в той или иной стране? На базе чего формируются эти характеристики народа? И каким же должно быть государство, чтобы продержаться несколько столетий?

Мюзикл «Медиатор судьбы» от Tenacious D

Продолжаю знакомиться с творчеством группы Tenacious D. Поскольку второй диск является дополнением к полнометражному фильму, то посмотрел и его. Ощущения неоднозначные, но тем не менее финальная битва с демоном — супер.

Текст этой песни (как бы субтитры этого эпизода) лежат здесь.

Открыл для себя «Tenacious D»

Tenacious D
Tenacious D

Разгребая видеоролики, набрёл на довольно фривольный мультфильм с весьма прикольной песенкой. Полез искать песенку, а нашёл аж два альбома разбитной группы — «Tenacious D» (Кайл Гэсс и Джек Блэк).

При прослушивании даже изучавшая французский жена заподозрила неладное: «А цензурные слова в текстах песен встречаются? Ну хоть изредка?» Нашёл тексты, почитал, вопрос удалось замять.


Отметить свои текущие предпочтения решил, прочитав запись в ЖЖ Ускова Н. (главред GQ):

источник: uskov.жж
«Новая духовность» и «новая серьезность» – таковы последние тренды московского истеблишмента … Теперь актуально делать маникюр, читать Бодрийяра, точнее – Льва Толстого, еще точнее – не столько читать, сколько всем об этом рассказывать, интересоваться религией, поститься, причащаться и выкладывать в блог стихи духовного содержания.

Да и ещё решил-таки прочитать Ричарда Докинза «Бог как иллюзия» — чем не интерес к религии?.. За напоминание о книге спасибо новостным сайтам, например: фактnews

Художник Юрий Обуховский

Смотрите-ка, художник Юрий Обуховский не обманул — на его сайте действительно выложены все те полные солнца картины, напротив которых я так долго стоял на выставке в ЦДХ.

Немного об отношении к культуре…

«Понимаете, - несколько смущаясь, объясняла она. – Мы готовы издавать русских, переводить ваши книги. Но тут вот какая проблема. Когда у вас началась перестройка, мы были просто в эйфории, и надеялись, что сейчас, в наступившей свободе, шедевры хлынут потоком. Но этого почему-то не случилось, уже который год нет гениальных книг. Собственно, у нас тоже достоевских не видно, но то у нас, а в России, мы привыкли, Достоевский всегда должен быть. Но мы его не видим».
источник: жж: vad_nes
Оттуда же…
…в Питере проходил театральный фестиваль «Балтийский дом», одной из самых громких премьер которого должен был стать очень нашумевший в Финляндии спектакль «Неизвестный солдат», поставленный в Национальном театре Хельсинки. Однако позже выяснилось, что сложнейшие декорации при всем желании не установишь на сцене петербургского театра «Балтийский дом». Что сделали финны? Они просто вывезли всех купивших билеты автобусами в Хельсинки, где те посмотрели спектакль, переночевали в гостинице и на следующий день отъехали обратно в Питер. Все — за госсчет, естественно, только чтобы державу не опозорить.
источник: жж: vad_nes